Меню сайта
|
Педагогический совет "Семья и школа - пути взаимодействия"Презентация к педагогическому совету "Семья и школа - пути взаимодействия" Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка Сегодня одним из приоритетных направление воспитательной работы является, в том числе и взаимодействие семьи и школы. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания и обучения ребенка. Права и обязанности родителей определены в статьях 38-й и 43-й Конституции РФ, в Семейном кодексе (глава 12), в федеральном законе «Об образовании в РФ» (глава 4). Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном мире школа становится все более открытой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему. Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайно важна и необходима. Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети обретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле слова. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей оставляет желать лучшего. Именно поэтому вопрос взаимодействия семьи и школы актуален в нашей педагогической деятельности. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, всего учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга. Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло свое отражение в различных направлениях воспитательной работы. Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Потенциальные возможности ее жизнедеятельности, ценностные ориентиры и установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились. Явно обострились социальные проблемы современной семьи, что обусловлено следующими факторами: Резким социально-экономическим расслоением общества, Неустойчивостью, неопределенностью финансирования бюджетной сферы, Ростом скрытой и явной безработицы, Миграцией населения из-за различных чрезвычайных ситуаций. В течение нескольких лет целью работы нашей школы является формирование общей культуры личности учащихся и их адаптации к жизни в обществе. Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наиболее эффективными типами взаимодействия являются сотрудничество и диалог, и в своей работе с родителями мы стараемся использовать именно их. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель: объединение усилий школы и семьи учащихся для оптимизации процесса воспитания; создание условий для реальных практических действий, содействующих успешной социализации и самореализации детей, и направлена она на решение общих задач воспитания детей: обеспечение качественного образования учащихся, развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии, формирование нравственности и культуры поведения у учащихся, подготовка школьников к семейной жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни. Процесс приобщения родителей к школе проходит благополучно. Показатель этого – посещаемость родительских собраний и участие родителей в общешкольных делах. Но все-таки еще не все родители активно и сознательно принимают участие в совместной работе семьи и школы. Поэтому в работе с родителями мы стремимся создавать ситуации, которые направлены на более тесное общение и взаимодействие. Большими возможностями для развития отношений между родителями и детьми располагает учебный процесс. По всем дисциплинам учителя нашей школы стараются организовать различные формы совместной деятельности, вместе с родителями решать возникающие проблемы. Консультации с классными руководителями, индивидуальные беседы, рекомендации психолога, социального педагога помогают работе классных руководителей в тесном сотрудничестве с родителями. При содержательной и разнообразной воспитательной деятельности, которая реализуется в нашей школе, еще достаточно мало раскрыт потенциал сотрудничества семьи и школы. Резко меняется время, а с ним связаны всевозможные влияния, как положительные, так и отрицательные, – это первая причина. Вторая заключается в том, что на данном этапе слаб воспитательный потенциал семьи. А поскольку законом “Об образовании в РФ” школе предписаны не только функции образования, но и воспитания, то нужно продолжать систематическую работу с семьей и поощрять содружество каждой семьи со школой. Заключение Подводя итог выше сказанному, хочу отметить, анализ воспитательной работы показывает, что в настоящее время в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: это общешкольные и классные родительские собрания; организация концертов для родителей, разнообразная индивидуальная работа. Работа педагогического коллектива школы показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеет привлечь семью в свои союзники. А эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно, постоянно и системно взаимодействуют школа и семья. Станут ли родители союзниками школы, в значительной мере зависит от педагогов. Для этого надо хорошо знать самих учащихся и семьи, постоянно их изучать, а полезную информацию тактично и квалифицированно учитывать в работе с ребенком и во взаимодействии с родителями. Хочется надеяться, что информация, прозвучавшая на педсовете будет полезной и использоваться в повседневной трудной работе с родителями. |
Поиск
Телефон доверия
Просто позвони: Полезные сайты
|